Вы сейчас находитесь: ГлавнаяАкционерным обществам → Статья: О нарушении порядка и сроков государственной регистрации выпуска акций.

О нарушении порядка и сроков государственной регистрации выпуска акций.

1. Последствия отсутствия государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций

Основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- п. п. 2.6.1, 2.6.9, 2.6.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций является одним из этапов их эмиссии.

В соответствии с п. 1 ст. 27.6 указанного Закона обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых необходимо регистрировать, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся по решению регистрирующего органа в случае непредставления эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный настоящим Федеральным законом срок после истечения срока их размещения.

Несмотря на вышеприведенные нормы, отчет об итогах дополнительного выпуска акций зачастую либо вообще не регистрируется, либо регистрируется несвоевременно, в связи с чем возникает вопрос о последствиях отсутствия такой регистрации.

1.1. Вывод из судебной практики: Сделки с акциями, осуществленные до регистрации отчета об итогах выпуска, признаются судом ничтожными.

Суды исходят из того, что совершение сделок с акциями, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, противоречит закону, в связи с чем такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Судебная практика:

Примечание: Приведенные ниже судебные акты были вынесены по спорам, связанным с выпуском акций, однако суды толковали нормы, которые касаются как выпуска, так и дополнительного выпуска акций.

Определение ВАС РФ от 24.02.2009 N 1403/09 по делу N А-32-21767/2007-17/479

“…Записи по зачислению акций на эмиссионный счет общества, о списании с эмиссионного счета и зачислении их на счет Безрукового А.А., а затем на счет Гончаровой Л.А. произведены до регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО “Гражданстрой”. Таким образом, акции отчуждались до регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

При таких обстоятельствах соглашение от 15.05.2003 о выкупе ЗАО “Гражданстрой” у Красноносова С.П. является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя требования истца об изъятии акций, суд исходил из того, что по обстоятельствам дела фактические владельцы могли знать об отсутствии правовых оснований для перехода прав на акции…”

Примечание: Приведенное ниже Постановление оставлено без изменения Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2008 по делу N А79-7506/2007, Определением ВАС России от 15.04.2009 N 2326/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу N А79-7506/2007

“…Полно, всесторонне исследовав материалы дела, суд установил, что у Васильева Н.В. отсутствует право собственности на спорные акции, поскольку он приобрел их на основании ничтожной сделки, которая в силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не повлекла юридических последствий в виде перехода к нему права собственности на акции. При этом суд правильно применил нормы статей 19, 26.7 (пункта 1) Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, согласно которым обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги - запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета об итогах выпуска указанных ценных бумаг.

Сделки, связанные с приобретением обществом акций у своих акционеров в связи с их выходом из состава участников общества и последующая их реализация обществом является обращением ценных бумаг. Поскольку отчет об итогах выпуска акций ЗАО “ЦАРЗ” был зарегистрирован РО ФСФР России в ПриФО лишь 23 марта 2007 года, сделки по продаже этих акций обществом совершены с нарушением требований закона и являются ничтожными…”

1.2. Вывод из судебной практики: Отсутствие государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг не свидетельствует о том, что акции как именные ценные бумаги не существуют, а лишь ограничивает их обращение на рынке ценных бумаг.

В соответствии с п. 1 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В связи с этим суд в приведенном ниже Постановлении исходил из того, что последствием отсутствия государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций является ограничение их обращения на рынке ценных бумаг, а не отсутствие существования акций как таковых.

Однако следует отметить, что в соответствии с п. 2.6.9 Стандартов эмиссии регистрирующий орган вправе отказать в госрегистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, если эмитент в ходе эмиссии ценных бумаг нарушит требования законодательства РФ, в том числе не представит в срок, установленный п. 2.6.1 Стандартов эмиссии, в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении АО - эмитента, а также отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемого одновременно со слиянием).

При этом согласно п. 2.6.12 Стандартов эмиссии в случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся и его госрегистрация аннулируется.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся по решению регистрирующего органа в случае непредставления эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный настоящим Федеральным законом срок после истечения срока их размещения.

В соответствии с п. 6 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет за собой аннулирование его государственной регистрации, изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты.

Судебная практика:

Примечание: Приведенное ниже Постановление было вынесено по спору, связанному с выпуском акций, однако суд толковал нормы, которые касаются как выпуска, так и дополнительного выпуска акций.

Постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2006 N Ф09-10898/06-С5 по делу N А76-7553/2006

“…Так, согласно ст. 25 Федерального закона “Об акционерных обществах”, п. 4.1 Устава общества “Агаповское” уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами; при учреждении общества все его акции размещаются среди учредителей.

До полной оплаты эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг запрещается обращение эмиссионных ценных бумаг (п. 1 ст. 27.6 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”).

Таким образом, отсутствие государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг не свидетельствует о том, что акции как именные ценные бумаги не существуют, а лишь ограничивает их обращение на рынке ценных бумаг…”

2. Административная ответственность при непредставлении либо несвоевременном представлении на госрегистрацию отчета об итогах выпуска акций или при совершении сделок с такими акциями

Основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (далее - Закон о рынке ценных бумаг);

- п. 2.6.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии);

- ст. ст. 15.17, 15.18 КоАП РФ.

Нарушение эмитентом процедуры эмиссии ценных бумаг, установленной в Законе о рынке ценных бумаг и Стандартах эмиссии, может повлечь последствия, предусмотренные ст. 15.17 КоАП РФ. При этом в данной норме не указано, за какие именно действия эмитент несет ответственность.

Статья 15.18 КоАП РФ предусматривает ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг за сделки, совершенные до регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Указанные нормы направлены на защиту общественных отношений, возникающих в сфере эмиссии ценных бумаг, и обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг.

Вместе с тем на практике возникают вопросы о том, какие действия могут быть основанием для привлечения к ответсвенности эмитента по ст. 15.17 КоАП РФ: возможно ли признание нарушений эмитента малозначительными и непривлечение к ответственности по ст. 15.18 КоАП за совершение сделки с акциями до регистрации отчета об итогах их выпуска вследствие крайней необходимости с целью предотвращения вреда инвесторам на рынке ценных бумаг?

2.1. Вывод из судебной практики: Несвоевременное представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска акций влечет административную ответственность по ст. 15.17 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Согласно п. 2.6.1 Стандартов эмиссии эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не позднее 30 дней после окончания срока их размещения, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска).

В случаях, установленных Стандартами эмиссии, отчет об итогах выпуска ценных бумаг представляется в регистрирующий орган одновременно с документами на госрегистрацию выпуска.

Суды исходят из того, что несвоевременное представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска акций нарушает порядок эмиссии, установленный действующим законодательством, и ,соответственно, подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.17 КоАП РФ.

Судебная практика:

Определение ВАС РФ от 19.11.2007 N 14369/07 по делу N А56-1615/2007

“…Несвоевременное представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска акций нарушает порядок эмиссии ценных бумаг, установленный действующим законодательством, в действиях (бездействиях) общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…”

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 по делу N А56-1615/2007

“…Порядок эмиссии ценных бумаг определен в статье 19 Закона N 39-ФЗ, в соответствии с которой процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещение эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 39-ФЗ эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения акций обязан представить отчет об итогах выпуска акций в регистрирующий орган.

По мнению кассационной инстанции, несвоевременное представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска акций нарушает порядок эмиссии ценных бумаг, установленный действующим законодательством, следовательно, в действиях (бездействиях) Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.17 КоАП РФ…”

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А56-17056/2007

“…По мнению кассационной инстанции, несвоевременное представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска акций нарушает порядок эмиссии ценных бумаг, установленный действующим законодательством, следовательно, в действиях (бездействии) Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.17 КоАП РФ…”

2.2. Вывод из судебной практики: Исполнение обществом обязанности по представлению документов на госрегистрацию отчета об итогах выпуска акций на момент вынесения постановления о привлечении общества к ответственности не свидетельствует о малозначительности правонарушения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При этом ВС РФ разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение нарушителя, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. В силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ они учитываются при назначении административного наказания.

Суд в приведенном ниже Постановлении хотя и не ссылался на указанное разъяснение ВС РФ, но, безусловно, учитывал его, когда указывал, что устранение допущенного нарушения в виде исполнения обязанности по представлению документов для госрегистрации отчета само по себе не свидетельствует об отсутствии угрозы охраняемым отношениям.

Судебная практика:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2008 по делу N А56-38588/2007

“…Как следует из материалов дела, в ходе проверки Росфиннадзор установил, что Общество нарушило срок представления в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска.

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что Общество совершило правонарушение, предусмотренное статьей 15.17 КоАП РФ.

Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно отклонили довод Общества о малозначительном характере допущенного нарушения, поскольку исполнение Обществом обязанности по предоставлению документов для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска на момент вынесения оспариваемого постановления само по себе не свидетельствует об отсутствии угрозы охраняемым отношениям. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а нарушение сроков государственной регистрации выпуска акций может повлечь негативные правовые последствия, перечисленные в статье 26 Закона N 39-ФЗ, как для самого акционерного общества, так и для его акционеров.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что совершенное Обществом административное правонарушение по своему характеру, степени общественной опасности и роли правонарушителя не является малозначительным, и не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ…”

2.3. Вывод из судебной практики: Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделки с акциями до регистрации отчета об итогах их выпуска влечет административную ответственность по ст. 15.18 КоАП РФ и не может быть обосновано крайней необходимостью с целью предотвращения вреда инвесторам на рынке ценных бумаг.

Согласно ст. 15.18 КоАП РФ совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг операций, связанных с переходом прав на эмиссионные ценные бумаги, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) которых не зарегистрирован или уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) которых не представлено в орган, зарегистрировавший их выпуск (дополнительный выпуск), влечет административную ответственность (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния).

В ст. 2.7 КоАП РФ указано, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В приведенном ниже Постановлении суд исходил из того, что предотвращение вреда инвесторам на рынке ценных бумаг не может являться обстоятельством, которое свидетельствует о совершении сделки с ценными бумагами в отсутствие регистрации отчета об итогах их выпуска в состоянии крайней необходимости.

Судебная практика:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2008 по делу N А56-38062/2007

“…Статьей 15.18 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20000 до 30000 руб. (для юридических лиц) за совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован.

Как следует из материалов дела, ЗАО “БФА” является профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность в соответствии с лицензией от 24.06.2003. В ответ на предписание ФСФР Управляющая компания представила копию отчета брокера и справку-разъяснение, согласно которым ЗАО “БФА” (брокер) по поручению Управляющей компании совершило сделку по продаже 10000 облигаций открытого акционерного общества “ПАК “ОГО” (регистрационный номер выпуска 4-03-06193-А) со счета депо открытого паевого инвестиционного фонда облигаций “Финансист” под управлением Управляющей компании. Данная сделка совершена брокером до государственной регистрации отчета об итогах выпуска названных ценных бумаг (отчет зарегистрирован только 19.07.2007).

Факт совершения сделки с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован в установленном законом порядке, подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем, однако ЗАО “БФА” полагает, что действовало в состоянии крайней необходимости, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости не является административным правонарушением, если совершено для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Ссылка ЗАО “БФА” на вынужденное совершение сделки с ценными бумагами с нарушением действующего законодательства в целях предотвращения причинения вреда третьим лицам - инвесторам на рынке ценных бумаг как на доказательство совершения сделки в состоянии крайней необходимости обоснованно отклонена судом. Указанные обстоятельства правомерно не расценены судом в качестве доказательств, свидетельствующих о действии заявителя в состоянии крайней необходимости применительно к положениям статьи 2.7 КоАП РФ, и, соответственно, как исключающие производство по делу об административном правонарушении. По смыслу данной нормы обстоятельства, в которых действовал заявитель, не отвечают тем условиям, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости…”

Наши клиенты


ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный
комбинат»

ОАО «Уралмашзавод»

620026, Россия, город Екатеринбург, улица Луначарского,
дом 194, офис 307
E-mail: corp@finaudit-ekb.ru; negotiator@inbox.ru
ICQ #: 162–712–376

Мобильный телефон: +7 (922) 140–92–64

Разработка и продвижение сайтов в Екатеринбурге — креативная  компания «Первая Студия»Разработка сайта — «Первая Студия»
Результативные идеи!

Продвижение сайта - компания Лидер поиска.